Вы находитесь в архиве Форума за 2017 год. Актуальный сайт Форума — здесь.

Программа Форума

Мероприятия

Пленарное заседание • Выступления на Артек-Арене • Выступления в Большом павильоне • Мастер-класс • Круглый стол • Сетевые образовательные модули • Лекции • Мастерские • Творческие презентации вожатских команд детских лагерей • Презентации программ детских лагерей • Презентации игровых программ • Презентационные выставки детских лагерей • Массовки • Гала-концерт «ART-пространство» • Вечер в детском лагере

Аудитория мероприятий

Детский лагерь: Администрация, Психологи, Вожатые и воспитатели, Медицинские работники, Сотрудники служб питания, транспорта, безопасности и др.
Общее и дополнительное образование: Директора и заместители, Педагоги школ, Педагоги дополнительного образования, Методисты, Специалисты коррекционного образования и служб сопровождения, Библиотекари
Высшее образование: Администрация (ректоры, проректоры, деканы, зав. кафедр), Профессорско-преподавательский состав, Студенты, магистранты и аспиранты
Органы власти: Представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Коммерческие и некоммерческие организации: Руководители, Специалисты


7 октября 2017

  08:30

Живительная сила доброго слова (по Чехову)

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам модуля возникшие у Вас вопросы.
В XXI веке каждый знает, как написать message через Viber или Whats App. А известно ли, каким образом общались в чеховскую эпоху? СОМ «Живительная сила доброго слова» предполагает знакомство с писателем в крымский период его творчества через посещение чеховского музея. В течение модуля ребята открывают для себя эпистолярный стиль и его особенности на примере переписки А.П. Чехова и О.Л. Книппер. Погружение в эпоху чеховского времени продолжается на «Почте Артека» через написание перьями и чернилами писем с использованием этикетных форм рубежа XIX-XX вв. Здесь же участники модуля смогут узнать об эволюции почты в XIX-XXI вв. (от бумажного письма до электронного), а также убедиться в том, что эпистолярный стиль не утрачивает своей значимости даже в век глобализации.

08:30 – 11:00  ●  Музей Чехова, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

Кинопутешествие по «Артеку»

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.

Каким должно быть современное кино — на этот вопрос артековцы вместе с гостями Форума отвечают в ходе кинопутешествия по территории «Артека», посещая места съемок кинофильмов, ставших классикой кинематографа.
Путешествие проходит в форме фотоквеста: команды кинопутешественников проходят маршруты, отыскивают QR-коды, получают доступ к информации о фильме, об интересных фактах, связанных с его созданием. Собранная в ходе квеста информация поможет командам проанализировать кино как явление современного искусства.
Партнером модуля выступает киностудия «Артек-Фильм», которая на заключительном этапе СОМ предоставит возможность его участникам принять участие в озвучивании фильма, вложив в уста киногероев своё видение современного киноискусства.

08:30 – 11:00  ●  Лагерь «Лазурный», Белая дача, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

Неистовые силы Земли

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.
Реклама от лица стихии… Развернутая спасательная операция… Участие в моделировании географических процессов и явлений… В ходе СОМ «Неистовые силы Земли» артековцы и участники форума смогут изучить причины возникновения и географическое размещение вулканов и смерчей, работая в нестандартной форме – создавая рекламный постер от лица стихии.
СОМ проводится педагогом школы совместно с тематическими партнёрами «Артека» — Российским государственным геологоразведочным университетом (МГРИ РГГРУ), «РОССОЮЗСПАС»(РосСпас) и МЧС России. С сотрудниками МГРИ РГГРУ артековцы смогут продемонстрировать процесс извержения магмы из модели кратера вулкана. Участники модуля смогут почувствовать себя настоящими спасателями!

08:30 – 11:00  ●  Лагерь «Лазурный», Греческая эстрада, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

Я дышу и, значит, я живу…

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.
В XXI веке шутят, что если бы деревья раздавали бесплатный WI-FI, то ими бы засадили всю планету. Но они всего лишь дают нам кислород, которым мы дышим...
Дыхание… Это слово является синонимом понятия самой жизни.
В ходе СОМ «Я дышу и, значит, я живу…» артековцы будут работать в доступном образовательном пространстве мобильной биологической лаборатории, проанализируют статьи интернет-изданий и видеоинформацию, изготовят физиологическую модель легких по методу Дондерса, получат практические навыки оказания первой помощи при остановке дыхания, примут участие в создании образовательного мультфильма о вреде курения с российским супергероем Аркадием Паровозовым. Тема экологии проходит красной нитью через весь СОМ. Продуктом занятия станет дневник-скетчбук, который каждый участник модуля заполнит по мере прохождения всех этапов и заберет с собой на память об «Артеке».

08:30 – 11:00  ●  Русская поляна, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

«Улыбка Саманты»

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.
Может ли ребенок повлиять на ход мировой истории? Чем отличается советский пионер 1980-х от американского ребенка той эпохи и чем – от современного? Есть ли между ними что-то общее – общие ценности, общие цели и мечты?..
В ходе сетевого образовательного модуля «Улыбка Саманты» артековцы ответят на эти вопросы, изучая сюжеты истории «холодной войны», особое внимание уделив визиту 10-летней девочки из США Саманты Смит в «Артек» в 1983 г. Артековцы вместе с гостями форума проанализируют статьи газет и журналов СССР и США, освещавшие пребывание Саманты Смит в «Артеке», а в итоге примут участие в создании образовательного мультфильма.
Сетевой образовательный модуль проводится педагогами школы и тематического партнёра «Артека» – Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В роли педагогов, ведущих СОМ, выступят ученики 11 класса школы «Артека».

08:30 – 11:00  ●  Медиатека, Место сбора — Инфоточка (Корпус «Вожатый»)

  09:00

Очевидное-невероятное в цифровой химической лаборатории

Мастер-класс

Участники мастер-класса познакомятся с цифровой химической лабораторией, научатся работать с цифровыми датчиками, проведут самостоятельные опыты по исследованию физических и химических явлений, а также химических веществ, используемых в повседневной жизни. Опыт работы с цифровой химической лабораторией может быть использован на учебных занятиях по химии, биологии, экологии, в сфере дополнительного образования, при проведении исследований в рамках проектной деятельности обучающихся. Мастер-класс демонстрирует актуальность использования цифровой химической лаборатории при проведении занятий по химии в формате экспериментариума как новой образовательной среды, в которой каждый обучающийся ощущает себя настоящим исследователем.

09:00 – 10:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

  09:30

Искусство кулинарии

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

Является ли кулинария видом искусства?
В ходе СОМ ученики знакомятся с лексическими единицами на тему пищи, практикуют навык аудирования. Интегрируются английский язык и информатика. Участники смогут попробовать себя в роли поваров, официантов, блогеров-журналистов, а также смогут создать электронную книгу рецептов. Весь учебный процесс проходит в игровой форме, что позволяет эффективнее погрузить обучающихся в языковую среду.

09:30 – 12:00  ●  Столовая корпуса «Горный», Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

  10:00

Выездные образовательные сессии «Лесная школа» — школа инновационной педагогики и персональных проектов

Мастер-класс

Челябинская школа № 95 поделится опытом организации выездных образовательных сессий. Попытаемся показать «кухню» проектирования, ресурсное обеспечение (правовое, кадровое, материально- техническое), включая ресурсы сетевых партнеров. У нас дети изучают природу, экологию, решают исследовательские задачи, участвуют в творческих лабораториях и проектной деятельности. Работа педагогов направлена на формирование индивидуальных образовательных стратегий для использования в избыточной образовательной среде. Участники познакомятся с методическими материалами, с системой решения естественно-экспериментальных заданий, интеллект – картами, исследовательским блокнотом и другими материалами. Мы предложим механизм управления проектной деятельностью, покажем способы оценки результатов работы, позволяющие измерить прогресс каждого участника при помощи индивидуальных мобильных устройств.

10:00 – 11:00  ●  Зал «Феодосия» (Стадион)

Мотивация участников лагерных смен к развитию социальной активности

Мастер-класс

Pro-активность как основа вовлечения в социально-активную деятельность: стратегии и тактики достижения личного и командного результата.
Участники апробируют практические механизмы развития социальной активности в условиях лагерной смены.

10:00 – 12:00  ●  Зал «Бахчисарай» (Стадион)

Педагогические игровые практики как ресурс повышения уровня безопасности образовательной организации

Мастер-класс

Поговорим о воспитании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Как формировать личность безопасного типа в условиях современного развития общества, существующих глобальных вызовов и угроз? Какова тут роль предмета ОБЖ? Покажем игровые практики в качестве альтернативной предмету ОБЖ образовательной программы по воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности у детей.

10:00 – 11:00  ●  Зал «Симферополь» (Стадион)

Пространство начальной школы: тема «Земля и человечество»

Мастер-класс

Особым образом организованное пространство классной комнаты помогает детям в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
В ходе мастер-класса побудем в роли детей, используем все доступные ресурсы внутри обновленного образовательного пространства начальной школы, разделившись на группы, посмотрим на мир глазами астронома, географа, историка, эколога, химика, физика, биолога, сделаем «открытия» - научные и творческие, будем читать историческую карту на потолке, решим экологическую задачу, возникшую по результатам собственного эксперимента. И сделаем еще много другого, чтобы подтвердить тезис о том, что любое пространство может быть вдохновляющим, в том числе и образовательное.

10:00 – 11:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Специфика разработки и реализации инклюзивных программ детского отдыха и оздоровления

Мастер-класс

На мастер-классе будут проанализированы программы успешных практик в
области инклюзивного детского отдыха. Реальные примеры из практической
деятельности разъясняют последовательность действий и работу с
типичными трудностями, возникающими в процессе разработки и
реализации инклюзивных программ. Конкретные рекомендации по
подготовке кадров — вожатых и педагогов — позволят специалистам системы
более уверенно развивать направление инклюзивного отдыха детей нормы и
детей с ОВЗ.

10:00 – 11:00  ●  Зал «Керчь» (Стадион)

Школа Юного Инженера. Развитие инженерного мышления в проектной деятельности на уроках технологии и во внеурочном пространстве

Мастер-класс

Попробуем убедить вас в том, что правильнее и эффективнее вводить инженерное образование не в среднем и старшем звеньях школы, а на начальном этапе обучения (детский сад-начальная школа).
Продемонстрируем на практике принципы инженерного образования в начальной школе (из собственного опыта ведущих). Создадим с аудиторией проект «Равновесие», демонстрирующий принципы инженерного образования в начальной школе.

10:00 – 11:00  ●  Зал «Ялта» (Стадион)

Эмпирическая математика

Мастер-класс

Многие уверены, что математика — это скучная и сложная наука, имеющая мало общего с реальностью. Мы покажем, что окружающий мир пронизан математикой. Пройдем по улицам разных городов и найдем объекты, интересные для изучения. Проникнемся не всегда очевидной внутренней упорядоченностью и закономерностью привычных фрагментов пространства и научимся моделировать математический каркас для объектов искусства и городской среды. Рассмотрим примеры метапредметных заданий, использующих сведения из математики, технологии, информатики, истории, литературы, краеведения, ИЗО, МХК, сконструируем развивающуюся во времени проектную деятельность с математическим,технологическим, культурологическим контентом. Обсудим возможности визуализации абстрактных математических понятий с применением различных приёмов и воплощением полученных результатов в конечный продукт с помощью современных технических и программных средств - от мобильных устройств и стационарных компьютеров до 3D-принтеров и 3D-сканеров.

10:00 – 11:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Круглый стол по вопросам подготовки вожатых в организациях отдыха детей и их оздоровления (организатор — Минобрнауки РФ)

Круглый стол

1. Вступительное слово (Михеев И.А.)
2. Реализация «дорожной карты» подготовки вожатых. Системный подход к подготовке вожатых на базе педагогических университетов. (Владимирова Т.Н.)
3. Подготовка студентов к практической профессиональной деятельности в школе при сопровождении работы первичного отделения Российского движения школьников (заместитель директора ФГБУ «Росдетцентр» по региональному взаимодействию - Покровский Д.Н.)
4. Об опыте подготовки и сопровождения деятельности студенческих педагогических отрядов МООО «РСО» (Руководитель направления СПО в Центральном штабе МООО «РСО» - Даваев С.А.)
5. Международный форум вожатых как возможность формирования единого коммуникативного пространства вожатых России (Родионова Е.Г.)
6. Опыт и перспективы подготовки вожатых в УлГПУ им. И.Н. Ульянова (Петрищев И.О.)
7. Презентация опыта подготовки вожатых вузом непедагогического профиля (Ректор Кубгту ­ - Бархатова Т.В.)

10:00 – 12:00  ●  Зал «Севастополь» (Стадион)

Разворачивание исследовательских методов как альтернатива традиционной классно-урочной системе

Круглый стол

Поговорим о возможностях исследовательского обучения и проектной деятельности в школьном образовании. Познакомимся с возможностями STAстудии Школьной лиги Роснано.

10:00 – 11:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

  10:20

Осознанный выбор — ключевой навык человека

Выступления в Большом павильоне

В мире, который трансформируется такими быстрыми темпами, встает вопрос: на что может опереться человек? Каким образом он может почувствовать уверенность, необходимую для принятия решений? Каким образом можно справляться с возрастающей неопределенностью?
Попыткой ответить на этот вызов стало формирование ряда навыков, составляющих «новую базовую грамотность». И главным из них становится умение быстро принимать решение и фиксировать последствия.
Выступление посвящено презентации модели «5 шагов осознанного выбора».

10:20 – 10:40  ●  Большой павильон (Стадион)

  10:30

О чём расскажут осенние листья?

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с ребятами школы с постоянным контингентом Вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.

В рамках года экологии ученики 3 класса совместно с гостями Форума окунутся в изучение удивительного мира растений.
Выполняя задания в группе, ребята и участники Форума создадут атласы-определители, которые смогут использовать и другие ребята. Участники СОМа напишут необычные рассказы и стихи об осени и будут рисовать.
Весь собранный материал станет основой для плакатов на тему «Сохраним красоту…».
СОМ проводится педагогами школы и отрядом детей тематического партнера «Артека» — Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

10:30 – 13:00  ●  Студия центра «РОСИЗО», Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

По следам литературных героев в «Артеке»

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.

Мы окунемся в жизнь и творчество Чехова в его доме-музее в Гурзуфе, прочитаем отрывок рассказа «Злоумышленник» на английском языке, изучим особенности перевода названий художественных произведений на другие языки
СОМ предоставляет удивительную возможность почувствовать себя автором электронной книги «Reading and the Gift of Story Telling».

10:30 – 13:00  ●  Музей Чехова, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

Точная карта — верный шаг к победе!

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

СОМ (сетевой образовательный модуль) — инновационный формат проведения учебных занятий, реализуемый в «Артеке». Приглашаем Вас стать участником СОМа: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам возникшие у Вас вопросы.
Как со временем менялись очертания материков? Можно ли самостоятельно измерить расстояние, не имея никаких приборов? Как животные ориентируются и находят правильный путь, если у них нет ни компаса, ни карты?
Участники СОМ узнают историю изменений содержания географических карт, вспомнят о плане местности и навыки чтения условных знаков, а также в ходе практической деятельности попробуют пройти по заранее намеченному маршруту, определяя расстояние с помощью шагомера. Обучающиеся вместе с участниками форума проектируют своё «безопасное путешествие», придумывают и моделируют чрезвычайную ситуацию в пути, а затем вместе с сотрудником МЧС прорабатывают варианты развития событий. Участники модуля в ходе поисково-исследовательской деятельности поработают с картой плана местности.

10:30 – 13:00  ●  Русская поляна, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

«Кто в «Артеке» всех быстрее?» (Экспериментариум в 7 классе)

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

Приглашаем Вас стать участником экспериментариума: за два часа вместе с артековцами вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании сможете задать педагогам и другим реализаторам модуля возникшие у Вас вопросы.

Участники экспериментариума (артековцы и гости форума), столкнувшись с проблемной ситуацией у почты «Артека», распределяются в группы для проведения исследований на разных территориях детского центра (ферма, автобаза и морпорт). В ходе работы им предстоит выяснить, кто или что поможет доставить важное послание в кратчайшие сроки. А для этого придётся научиться хорошо понимать смысл таких понятий, как «механическое движение», «траектория», «путь» и «скорость». Итогом занятия станет «Скоростной рейтинг «Артека» и готовые к отправке собственноручно оформленные поздравления для тех, кого можно назвать учителем.

10:30 – 13:00  ●  Почта Артека, Место сбора — Инфоточка (Территория «МДЦ «Артек»)

  10:40

Развитие мета-компетенций: образование перед вызовом ХХI века

Выступления в Большом павильоне

Скорость приращения новых технологий возрастает с каждым днем. Большинство специалистов вынуждены постоянно доучиваться и переучиваться, чтобы оставаться в потоке. Основа образования будущего — базовые грамотности и «устойчивые знания». Около 70% деятельности большинства сотрудников современных предприятий строится на мета-умениях —универсальных умениях, закрепленных на опыте. Они же — основа ФГОС современной школы.
Я расскажу о интерактивном подходе к работе с мета-умениями и мета-компетенциями, о том, как помочь детям в нахождении мотивации для персонального развития, а взрослым — в достижении состояния потока на рабочем месте. Представленная методика работает на стыке образования и управления кадрами и позволяет выстраивать индивидуальные траектории в сфере развития универсальных умений компетенций, soft skills.

10:40 – 11:00  ●  Большой павильон (Стадион)

  11:00

Социальные контексты образовательного выбора

Выступления в Большом павильоне

Образовательный выбор — это сложный процесс, он не происходит сам по себе, и молодёжи необходимы ресурсы, чтобы этот выбор сделать, нужна поддержка взрослых (родителей, педагогов, вожатых). Нужно понимать, как и во что можно конвертировать различные достижения и активность (включая волонтёрство), которые стали так значимы сегодня. Современные подростки сталкиваются с обилием информации о том, кем и как можно быть, но далеко не всегда у них есть доступ к ресурсам, позволяющим с этой информацией работать и делать свой образовательный выбор осознанно.
В докладе мы расскажем о контекстах образовательного выбора на основе материалов всероссийского лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии».

11:00 – 11:20  ●  Большой павильон (Стадион)

Agile в проектной деятельности детей

Мастер-класс

Agile - не просто модное слово, а эффективная технология управления в турбулентном мире. Она ориентирована на поколение Z, учитывает его особенности. Организация проектной деятельности с использованием agile-подхода дает превосходные результаты, позволяет развивать у детей инициативу, навыки самоорганизации, коммуникативные навыки, ответственность, навыки целеполагания и планирования.
На мастер-класс обсудим
- почему так актуален Agile-подход и каковы его принципы;
- Agile в образовании как новый тренд, Agile-манифест для школ;
- командная работа и Т-компетенции;
- дорожная карта работы над проектом по SCRUM, основные процессы;
- как вожатый или педагог могут организовать проектную деятельность детей по Agile?

11:00 – 12:00  ●  Зал «Феодосия» (Стадион)

Игра-эпопея - конструкция лагерной смены (интеграция всех элементов)

Мастер-класс

Игра-эпопея интегрирует массовые мероприятия, отрядную работу, дополнительное образование, приключенческие площадки в общий динамичный процесс коллективного бытия. Игра-эпопея "Хоббитские игры" впервые была проведена группой ленинградских педагогов в 1991 году в ВДЦ "Орленок" и уже 25 лет остается интересной, эффективной, но весьма редко встречающейся практикой. Автор представит технологическую схему игры- эпопеи (презентует книгу - описание этой технологии). Рассмотрим вариант историко-культурной игры-эпопеи по произведению Алексея Иванова "Сердце Пармы".

11:00 – 12:00  ●  Зал «Керчь» (Стадион)

Математика, которая нам нравится

Мастер-класс

Содержание мастер-класса поможет педагогам-практикам ответить на вопросы о том, как сделать так, чтобы изучение математики стало для каждого ребёнка образовательным событием, познавательным приключением в мире научных открытий. Будут представлены инновационные практики математического образования учителей СОШ ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Познакомимся с секретами содержания математических смен, программ учебно-исследовательской работы, образовательных игр и приключений, акций, проектов по развитию логического мышления и математической культуры, с подходами к педагогическому проектированию учебных модулей и дидактических комплектов к ним. Участникам будет представлен комплект методических и дидактических материалов для реализации образовательных проектов по математике.

11:00 – 12:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Написание ситуационно-ролевых игр и детективных квестов

Мастер-класс

Участники мастер-класса ознакомятся с понятием ситуационно-ролевой игры, схемой написания и особенностями проведения ситуационно-ролевых игр.

11:00 – 12:00  ●  Зал «Симферополь» (Стадион)

Предметно-пространственная среда: зачем городить огород

Мастер-класс

Во время МК слушатели узнают:
- почему мы сняли доски;
- чем хороша другая рассадка в классе;
- как "работает" коридор между классами;
- с чего мы начали и с какими результатами двигаемся вперёд;
- можно ли учиться не у учителей и не в школьном классе;
- какие риски мы увидели при создании нового образовательного пространства.

11:00 – 12:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Чем мне, директору московской школы, интересен «Артек»?

Мастер-класс

Поговорим о смысловых перспективах «Артека» в образовании:
- образование в условиях концентрации ресурсов,
- реальная работа для детей,
- неожидаемые результаты,
- новый социальный аспект.
Подумаем, как сотворить учителя для «Артека» и что такое школа, в которой не бывает каникул.

11:00 – 12:00  ●  Зал «Ялта» (Стадион)

Из чего всё — загадки органического мира?

Сетевые образовательные модули ✱ Нужна регистрация на инфоточке

Приглашаем Вас стать участником экспериментариума по химии в цифровой химической лаборатории, с использованием как обычных для химика приборов, так и новейшего цифрового оборудования. Вас ожидают физические процессы, геометрические модели, исторические факты, экологические «катастрофы». За два часа вместе с артековцами Вы пройдете все этапы учебного занятия, по окончании которого сможете получить ответы на возникшие у Вас вопросы.

Из чего всё? Этим вопросом рано или поздно задается каждый человек. Настоящий химик не просто созерцает окружающий мир, но исследует его различными способами, которые ему дает наука.
На экспериментариуме по химии артековцы станут настоящими исследователями органического и неорганического мира.
Как отличить органические и неорганические вещества опытным путем? Почему человечество до сих пор использует углеводородное топливо? Почему все электрические провода изолируют органикой? Зачем резиновый коврик электрику? Как помочь человеку, который поражен ударом электрического тока?
Новейшие цифровые химические технологии помогут артековцам разобраться с отличительными свойствами органических и неорганических веществ, заглянуть в их элементарный и структурный состав, объяснить зависимость их свойств от строения и способы их применения в повседневной жизни.

11:00 – 13:00  ●  Школа, кабинет 320 (Школа «МДЦ «Артек»)

Мастерская «Рисующая школа»

Мастерские ✱ Нужна регистрация на инфоточке

Технология интерактивных методов обучения призвана активизировать индивидуальные творческие процессы обучающихся, изменять взаимодействие ученика с учителем, уступая активность детям, создавать условия для проявления инициативы школьников.
До 20 чел.

11:00 – 12:30  ●  Лагерь «Лесной» (Территория «МДЦ «Артек»)

«Мир неограниченных возможностей» (оздоровление и социализация детей-инвалидов в Детском санаторном оздоровительном лагере «Мир»)

Презентации программ детских лагерей

Социализация детей с ОВЗ является важным направлением развития современной социальной культуры и политики. В нашем лагере «Мир» уже на протяжении 5 лет собираются дети с ОВЗ на оздоровление и медицинскую реабилитацию. Педагоги «Мира» создают условия, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, нормы и правила поведения, смог жить в лагере, стать полноправным и активным участником смены. Особое направление работы лагеря – социализация семей, в которых живет ребенок с ОВЗ. Большое внимание уделяется родителям детей - как с медицинской, так и с психолого-педагогической стороны.
Дети с ОВЗ в нашем лагере полноценно принимают участие в общелагерных делах, конкурсах, играх, спортивных соревнованиях, снимаются в фильмах кинофестиваля короткометражного кино, находят друзей среди сверстников.
Социализация в ДСОЛ «Мир» как процесс и результат усвоения и воспроизведения человеком социального опыта происходит не только для детей с ОВЗ, но и, в первую, очередь дает возможность быть толерантными здоровым детям.

11:00 – 11:30  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  11:20

Развитие системы практикоориентированной профориентационной работы в рамках лагерных профильных смен

Выступления в Большом павильоне

Современные модели трудового воспитания и практикоориентированной профориентации как элемент системы подготовки квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

11:20 – 11:40  ●  Большой павильон (Стадион)

  11:30

Технология успеха и педагогического мастерства (как сделать детей счастливыми) (ВДЦ «Смена»)

Презентации программ детских лагерей

Презентация деятельности Всероссийского детского центра "Смена"
Инфраструктура
Дополнительные образовательные программы
Сквозные образовательные модули

11:30 – 12:00  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  11:40

Зачем артековцы ходят в «Музей магнитиков»?

Выступления в Большом павильоне

В Гурзуфе есть уникальный частный «Музей магнитиков». Это место стало площадкой реализации артековской программы по крымоведению. Этот образовательный эксперимент позволяет объединить обучение в школе и ресурсы музея в увлекательный квест. На экскурсии можно связать события прошлого с конкретными историческими экспонатами – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся формировать исторические представления о далеком прошлом.

11:40 – 12:00  ●  Большой павильон (Стадион)

  12:00

Перспективы отбора, подготовки вожатых, педагогического персонала для организации каникулярного времени

Выступления в Большом павильоне

При отборе педагогов для работы в организации отдыха и оздоровления детей необходима система критериев отбора, где учитывается опыт работы в детском лагере, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные и творческие способности, стрессоустойчивость. Внимательное отношение к имеющееся наследию вожатских отрядов дает возможность современным вожатым познакомится с создателями «педагогики лета» — С.А. Шмаковым и О.С. Газманом.

12:00 – 12:20  ●  Большой павильон (Стадион)

3D лаборатория как инструмент для проведения метапредметных уроков в дополнительном и основном образовании

Мастер-класс

Представим опыт педагогов, входящих в Ассоциацию 3D образования, покажем видеоматериалы, методические разработки и пособия по нескольким предметам (информатика, технология, английский-язык, математика, окружающий мир, экономика, изучение азбуки и алфавита и т.д.) Продемонстрируем пути решения нестандартных практических задач в рамках метапредметных уроков.

12:00 – 13:00  ●  Зал «Ялта» (Стадион)

VR и игротизация процесса — необходимые технологии

Мастер-класс

Оценим эффективность технологии VR (виртуальной реальности) как современного компонента образовательных программ. Поучаствуем в VR-уроке астрономии.

12:00 – 13:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Командный коучинг в управлении школой

Мастер-класс

Сегодня формирование сильных школьных команд - тема востребованная и широко обсуждаемая. Если переходить от теории к практике, то наиболее действенным для развития команд оказывается формат коучинга. Технология командного коучинга, успешно применяемая во всём мире, используется для достижения целей организации в результате осознанного согласования личных и командных ценностей и устремлений. В рамках "Управленческой осени" в Артеке руководителям образовательных организаций и всем интересующимся предлагается побывать на мастер-классе, демонстрирующем возможности коучинга для создания и сопровождения эффективных педагогических команд, для развития командных лидеров и ключевых «игроков». Мастер-класс включает демонстрацию упражнений корректировку целей и ценностей, на постановку ближайших задач командообразования.
В результате участники получат новый ракурс видения перспектив развития своих команд и определятся с собственными ролями в них.

12:00 – 15:00  ●  Зал «Феодосия» (Стадион)

Работа в системе «АИС «Путевка»

Мастер-класс

АИС «Путевка», введенная в МДЦ «Артек» как инструмент направления и поощрения талантливых и одаренных детей, прошла апробацию. Сегодня все субъекты РФ, в том числе и тематические партнеры, осуществляют направление детей в МДЦ «Артек», используя АИС «Путевка».
Одним из главных прерогатив данной системы по итогам апробации, можно считать расширение рамок доступности МДЦ «Артек» для талантливых детей из отдаленных регионов и глубинок нашей страны, а также для детей граждан других стран. В том числе АИС «Путевка», вполне может выступать механизмом влияния на подрастающее поколение для стимулирования к новым достижениям и победам.
На круглом столе работники службы маркетинга ответят на все вопросы заинтересованных пользователей.

12:00 – 13:00  ●  Зал «Керчь» (Стадион)

Реализация программ исследовательской и проектной деятельности в работе организаций отдыха детей и их оздоровления

Мастер-класс

Как организовать исследовательскую и проектную работу в рамках профильных смен и оздоровительных лагерей? Откуда взять кадры для проведения такой работы? Где найти материально-техническое обеспечение? Как разработать дополнительные общеразваивающие программы?
На мастер-классе обсудим примеры дополнительных общеобразовательных программ профильных смен, исследовательских экспедиций, международных проектов.

12:00 – 13:00  ●  Зал «Симферополь» (Стадион)

Рефлексивная деловая игра «Навыки понимания»

Мастер-класс Базовая кафедра ВУЗа в Артеке

Актуальность этой игры связана с существованием у учителя проблемы перехода от желания понять ребенка к реальном действиям, демонстрирующим и реализующим это понимание. Это разрыв между «хочу» и «могу». Как следствие, многие педагоги считают, что они понимают школьников, их проблемы, однако школьники с этим не согласны. Каковы причины? Неготовность педагогов идентифицировать себя со школьником в проблемной ситуации, неумение продемонстрировать ребенку свое понимание, желание учителя «приписать» поступку школьника такие мотивы, которые подтверждаются жизненным опытом учителя и не являются истинными в проблемном случае.

12:00 – 14:00  ●  Зал «Севастополь» (Стадион)

Круглый стол по вопросам нормативно-правового обеспечения сферы организации отдыха детей и их оздоровления (организатор — Минобрнауки РФ)

Круглый стол

1. О деятельности Минобрнауки России по совершенствования законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (Обухова Ю.С.)
2. Тема уточняется. (Пеньковская Н.А. - Главный государственный санитарный врач по Республике Крым)
3. О практике правоприменения ВДЦ «Орленок» в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (Джеус А.В. / Колевайко Ю.А.?)

12:00 – 14:00  ●  Зал «Бахчисарай» (Стадион)

«Мастер дела» — презентация ВДЦ «Орлёнок»

Презентации программ детских лагерей

Интерактивная презентация образовательных программ Всероссийского детского центра "Орлёнок"

12:00 – 12:30  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  12:20

Детское чтение: востребованность электронной книги читателями школьного возраста

Выступления в Большом павильоне

Обзор результатов всероссийского проекта «ЛитРес: Школа», опыт 2500 подключенных школ, статистика книговыдач электронных книг, рейтинг популярных книг по регионам РФ, принцип подбора каталога и направления интересов в чтении современных школьников. Тенденции в комплектовании публичных и школьных библиотек.

12:20 – 12:40  ●  Большой павильон (Стадион)

  12:30

Презентация ВДЦ «Океан»

Презентации программ детских лагерей

Выставка-презентация опыта работы Всероссийского детского центра "Океан"

12:30 – 13:00  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  12:40

Вопросы стандартизации и сертификации программ детских лагерей

Выступления в Большом павильоне

В выступлении будут затронуты вопросы, связанные с определением базовых услуг, предоставляемых детскими лагерями и качеством программ детских лагерей. Представлена система добровольной сертификации программ, реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к образовательным программам МДЦ «Артек».

12:40 – 13:00  ●  Большой павильон (Стадион)

  13:00

Кадры детского лагеря

Выступления в Большом павильоне

Каким быть вожатому, педагогу дополнительного образования, педагогу-организатору современного детского лагеря? На протяжении более 50 лет в «Орлёнке» формировался уникальный педагогический опыт профессиональной подготовки молодых педагогов для работы с детьми и молодёжью.
Вожатого современного детского лагеря необходимо выращивать в такой образовательной среде, в которой он осваивает ценности и основы профессиональной педагогической культуры как элементы собственного развития.

13:00 – 13:20  ●  Большой павильон (Стадион)

Единство в различии: развитие социокультурной компетенции в проектно-конкурсной деятельности на английском языке

Мастер-класс

Международный конкурс эссе “Unity in Diversity: Russia and the English-Speaking World” проводится с 2008 года в двух форматах: командном и индивидуальном. Ежегодно в нем принимает участие до 1000 школьников и студентов России. Цели конкурса: расширение знания истории и культуры, понимания роли России в контексте мировой истории, патриотическое воспитание молодёжи, раскрытие её творческого потенциала.
Конкурс активно поддерживают в России и за рубежом. В жюри конкурса - ученые, музейщики. Мы представим конкурс и поговорим о том, что дает участие в нем ребенку.

13:00 – 14:00  ●  Школа (Школа «МДЦ «Артек»)

Игры, которые помогают учить

Мастер-класс

Актуальность применения игровых технологий в школах детских лагерей. Обзор игр и игровых приёмов современных педагогов основного и дополнительного образования. Демонстрация коллекции игр, ориентированных на школьников (от начальной до старшей школы). Распределение игр в Периодической системе дидактических игр и игровых приёмов. Перспективы пополнения Периодической системы ДИИП (в том числе - участниками мастер-класса). Возможность видоизменения игр с учетом конкретных задач участников.

13:00 – 14:00  ●  Зал «Симферополь» (Стадион)

Проектирование мероприятий в детском лагере

Мастер-класс

Обсудим методику последовательной разработки мероприятия, которое может быть реализовано в образовательной среде детского лагеря, проработаем и обсудим каждый шаг - от выявления педагогической проблемы до подбора конкретных инструментов её решения в пространстве детского лагеря. В мини-группах в формате игры-тренинга самостоятельно разработаем свои мероприятия по этой методике.

13:00 – 14:00  ●  Зал «Керчь» (Стадион)

Зрелость и инициация в школьном образовании

Круглый стол

Педагогическая игра. Инициация в современном мире и современная педагогика об инициации в истории культуры. Игровая позиция позволяет по-новому посмотреть на педагогику как науку и набор инструментов для воспитания. Участники смогут переместиться во времени и попробовать организовать диалог культур на тему педагогики.

13:00 – 14:00  ●  Зал «Ялта» (Стадион)

Квестория - современная альтернатива играм по станциям

Презентации программ детских лагерей

Живые квесты в реальности - новый вид досуга молодежи и подростков, сюжетные игры на большое количество человек с интригующим сюжетом и простыми правилами. Квестории — это игры, построенные на коммуникации всех участников. C 2015 года мы устраиваем такие игры на территории нашего лагеря. В ходе игры каждый участник может стать героем детектива, вестерна, шпионского боевика или популярного фильма.
В презентации будут представлены сценарии конкретных квестов.
Для детей квестория - это возможность попробовать себя в новом образе, раскрыть свой творческий потенциал и научиться контактировать с большим количеством участников, познакомиться с сюжетами литературных произведений в игровой форме. Живые квестории учат искусно импровизировать, быстро прокручивая в голове варианты действий, умело выходить из сложных ситуаций.

13:00 – 13:30  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  13:20

Новые контуры профессиональной подготовки учителя (опыт программы «Учитель для России»)

Выступления в Большом павильоне

Идеи равного доступа к качественному образованию как предпосылка появления “Teach for all”. Опыт зарубежных стран по организации программы «Учитель для...» Инновационная образовательная программа Института Образования «Профессиональные основы деятельности педагога» как форма педагогической интернатуры в рамках программы «Учитель для России». Перспективы педагогической магистратуры и интернатуры в контексте тенденций развития высшего педагогического образования.

13:20 – 13:40  ●  Большой павильон (Стадион)

  13:30

Russian Red Data Book (мастер-класс на английском языке)

Мастер-класс

13:30 – 14:30  ●  Медиатека (Корпус «Вожатый»)

  13:40

Преемственность программ образовательного отдыха в России

Выступления в Большом павильоне

Создание преемственной системы программ исследовательской и проектной деятельности в сфере образовательного отдыха. Предлагаются подходы к разработке единого методического обеспечения работы профильных смен, а также механизмы научной поддержки системы со стороны научных организаций РАО.

13:40 – 14:00  ●  Большой павильон (Стадион)

  14:00

Инновационные модели развивающего детского отдыха

Выступления в Большом павильоне

14:00 – 14:20  ●  Большой павильон (Стадион)

Гений места и феномен личности — факторы оригинальной культуры детского лагеря

Мастер-класс

Поговорим об использовании историко-культурного наследия, природных особенностей места, личностного потенциала в формировании и развитии оригинальной культуры детского лагеря, его традиций, символов, ценностных ориентиров, имиджа, эксклюзивных программ, проектов, где индивидуальный маршрут каждого (и взрослого, и ребенка) осуществляется в команде. Такой подход можно сравнить с КОНСТРУКТОРОМ как методом творчества, а лагерь - с пространством для моделирования, где воплощений может быть бесконечное множество.

14:00 – 15:00  ●  Зал «Керчь» (Стадион)

Развитие интереса обучающихся к исследовательской деятельности с применением дистанционно управляемого автономного роботизированного исследовательского аппарата

Мастер-класс

На мастер-классе будет продемонстрирована возможность применения роботизированного исследовательского аппарата для развития интереса детей к исследовательской деятельности. Исследовательский аппарат несёт на себе датчики физических величин (температуры окружающей среды, атмосферного давления и т.п.) Дети в команде управляют исследовательским аппаратом, программируя траектории его движения с учётом встречающихся препятствий и получая в результате массивы значений соответствующих параметров окружающей среды. Измерения можно проводить многократно и использовать их результаты для решения практических задач. Это хороший опыт взаимодействия, проектной и исследовательской работы.

14:00 – 15:00  ●  Зал «Ялта» (Стадион)

Проблемы организации деятельности базовых кафедр в условиях детского лагеря

Круглый стол Базовая кафедра ВУЗа в Артеке

В настоящее время появилась необходимость разработки новых организационных структур, необходимых для усиления практико-ориентированной подготовки студентов вузов. Ими могут выступать базовые кафедры, представляющие собой структурные подразделения, обеспечивающее профессионально-ориентированное образование через практическую подготовку студентов на стажировочных площадках сетевых партнеров. Функционирование базовой кафедры будет способствовать профессиональному становлению будущих педагогов, ориентации магистрантов на освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволит в образовательном процессе учитывать их особые интересы в проведении психолого-педагогических исследований.

14:00 – 16:00  ●  Зал «Севастополь» (Стадион)

Социальные практики и проекты как фактор повышения качества общественно-научного образования в современной школе

Круглый стол

Школьное общественно-научное образование отличается "кабинетностью", излишней теоретизацией. Предлагаем обсудить формы социальной практики и социального проектироваия, интеграции основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности школьников, которые могут стать основой школьного курса обществознания в 5-7 классах . Какие требования предъявлять к подобным проектам? Как инициировать? Какую роль должны играть государство, родители, администрации школ?

14:00 – 15:00  ●  Зал «Бахчисарай» (Стадион)

Мастерская: Дорога в море

Мастерские ✱ Нужна регистрация на инфоточке

Презентация о программах ДМФ. Методика обучения гребле и выполнению команд на шлюпке ЯЛ - 6.
После презентации участники выходят на причал, где стоит шлюпка, надевают спасательные жилеты, садятся в шлюпку, получают основные знания по работе в шлюпке с веслом и выходят в море до д/л «Морской». Загребными работают вожатые морских отрядов. В море – экскурсия.
До 27 чел.

14:00 – 15:30  ●  Морской комплекс, Детская морская флотилия (Территория «МДЦ «Артек»)

  14:20

Философия с детьми как новое направление дополнительного образования в пространстве лагеря

Выступления в Большом павильоне

Философский лагерь – возможно ли это? Как он устроен и кого он
готовит? Отвечает ли он интересам современных детей? Выступление будет
содержать ответы на эти и другие вопросы педагогического потенциала и
возможностей философии с детьми условиях детского лагерях.

14:20 – 14:40  ●  Большой павильон (Стадион)

  14:40

Актуализация нематериального культурного наследия в образовательном пространстве детского лагеря

Выступления в Большом павильоне

Нематериальное культурное наследие является основополагающей составляющей традиционной народной культуры, фольклора, значение которых в воспитании и становлении личности ребенка неоспоримо. Пространство детского лагеря позволяет эффективно погрузить
детей в мир исконных народных традиций, родных песен, увлекательных подвижных и музыкальных игр, хороводов. Культурная среда, создаваемая в ходе освоения нематериального культурного наследия, положительно влияет на ребенка и коллектив, способствует личностному самоопределению, творческому выражению, свободе выбора каждого.
На реализацию общей цели актуализации нематериального культурного наследия работают такие определяющие характеристики фольклора, как традиционность, синкретизм, коллективность, личностное начало, инклюзивность.
Образовательное пространство Артека по своим креативным и педагогическим возможностям уникально и является ведущим центром разработки инновационных форм работы с детьми.

14:40 – 15:00  ●  Большой павильон (Стадион)

  16:00

Закрытие Форума

Выступления в Большом павильоне

Закрытие Форума предполагает подведение его итогов и презентацию резолюции.

16:00 – 17:00  ●  Большой павильон (Стадион)